русский Клуб / Из истории трости
logo QR-code

Из истории трости

История трости насчитывает не одну тысячу лет и уходит в глубокое прошлое, когда главным предназначением посоха-трости была лишь помощь человеку при ходьбе. Но по прошествии времени использование тростей стало традицией среди знатных и высокопоставленных господ, представляя собой некий символ солидности и значимости уважаемого человека. Уже в XV-XVIII веках ношение трости было весьма популярным в Европе и воспринималось как важный элемент костюма, свидетельствующий о положении и социальном статусе владельца.


Из истории трости


Футляр мумии фараон Тутанхамона. При раскопках его гробницы трости находили в каждой из многочисленных комнат усыпальницы. Они выполнены из металла, стекла, дерева, украшены цветными перьями птиц, переливающимися крылышками жуков, монограммами и орнаментом.




В средние века трость стала символом высшей воинской должности.
В эпоху Возрождения, посох превратился в стильный аксессуар и предмет гардероба. Изменилось и лексическое определение палки о двух концах: "посох" превратился в "трость" (cane, stick, по-английски).



Маршал Туренн измеряет дистанцию при игре в шары тростью
Le Maréchal Turenne mesure avec sa canne Turenne (1611-1675)

Расцвет трости как обязательного элемента придворного этикета и наряда пришелся на расцвет английских и французских дворов XVII-XVIII веков.
Отделка трости сообщала о вкусе и финансовом положении. Часто после краснодеревщика трость отправлялась к ювелиру, и тогда стоимость готового изделия могла равняться иному фамильному состоянию.

Европейское увлечение не могло обойти стороной Россию. Царь Алексей Михайлович обладал всего несколькими тростями, но были они необычайно роскошны. Набалдашник у одной был изготовлен из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями, у другой — украшен золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами. Не отставали от государя и стрелецкие головы – завели обычай ходить с короткими «посошками», т.е. с тростью.

Трости Петра Первого

В отличие от отца Петр I собрал обширную коллекцию. Будучи сам оригиналом, особое внимание уделял тем экземплярам, что отличались не столько изысканностью, сколько интересными техническими решениями. Была у него и трость-шпага, и трость линейка, и оригинальная трость с подзорной трубой в набалдашнике. Разумеется, в царской коллекции имелись и трости с отделкой из драгоценных камней. По его личным эскизам изготовили наградную трость с рукоятью усыпанной бриллиантами и крупным изумрудом в навершии.
Петр I нередко дарил своим подданным именно трости, как знак особого расположения.


В конце 17 века на трость обратили внимание и дамы. Во Франции появились декоративные дамские тросточки, как модный дамский аксессуар.
Трость постепенно превратилась в предмет украшения. Некоторые историки связывают появление женских тростей с модой на высокий каблук. Ходить в таких туфлях было очень неудобно, и поэтому женщины присмотрели себе удобного помощника – трость. Женские трости обычно были тоньше мужских, а набалдашник часто делался из фарфора ручной росписи.




Дамы не отставали от мужчин и считалось хороший тоном взять с собой трость на званый ужин или обед.
Они нередко проводились в садах- можно вспомнить приемы, устраиваемые Николя Фуке, всесильным суперинтендантом финансов, в поместье Во-ле-Виконт, за роскошь которых он и поплатился свободой. Версаль и другие образцы французской садово-парковой архитектуры являют собой примеры того, что прогулка с целью «показать себя»,променад и "фланирование" были распространенным явлением уже в XVII веке.

Для дам декоративная функция трости была не главным: в первую очередь она служила им опорой. Туфли часто были без задников, к тому же с высоким каблуками. Они позволяли сделать ножку по моде маленькой, но были очень неудобными для сохранения равновесия.





К тому же широченные придворные юбки на панье не позволяли кавалеру подойти к даме достаточно близко, и поэтому тросточка была единственным средством, помогавшим удержать равновесие. Надо еще помнить, что придворный наряд дополнялся высоченной прической на каркасе, которая вместе с цветами и перьями, ее украшавшими, достигала в высоту семидесяти сантиметров (а у иных была еще выше).

Дамы использовали трость вместо сумочки, пряча внутрь духи, нюхательный табак, нашатырный спирт, носовой платок или любовные письма.
Материал трости и сама рукоятка свидетельствовали о социальном статусе ее хозяина или хозяйки.
Позже трость начали комбинировать с зонтом, что также пришлось по вкусу модницам.

Трость была излюбленным подарком не только среди среднего класса, но и среди вельмож и коронованных особ. Так, Екатерину II задаривали тростями, к которым она была неравнодушна. Прусский король Фридрих Великий преподнес императрице трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами. От датчан Екатерина II получила в подарок по случаю победы в русско-турецкой войне трость, в которую был вмонтирован часовой механизм, приводящий в движение 21 миниатюру с батальными сценами.







Чаще всего для их изготовления использовался тростник (поэтому в русском языке это однокоренные слова). Кроме того, трости делали из редких пород дерева, камыша, рога, панциря черепахи, слоновой кости, перламутра, и, как правило, оправляли по низу металлической скобой. В верхней части делались отверстия для продевания ленты, использовавшейся для удобства при ношении, в качестве украшения, или символически (если это были орденские ленты).

Но самой выразительной частью изделия были набалдашники, которые отличались необыкновенным изысканностью и тщательностью отделки
Все набалдашники можно свести к нескольким типам: округлый, Т-образный, Г-образный, крюковидный и фигурный. Наиболее популярными считались рукояти в виде птичьей или звериной головы.




До середины XX века трость являлась не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Мужские и женские трости привозили из дальних поездок, заказывали у лучших мастеров. Многие изделия были поистине уникальными и весьма дорогими. Их охотно демонстрировали гостям, оставляли в наследство детям и внукам. Считается, что самой известной была коллекция элитных тростей Вольтера, которая, по свидетельствам современников, насчитывала 121 предмет.

Боевая история трости была давней и богатой: несмотря на банты и кружева, XVII–XVIII века — это время задир и бретеров.
Шпага – наследница рыцарского меча, и обнажать её было допустимо либо по приказу в битве, либо против равного по благородству.

Городская жизнь то и дело сталкивала дворянина с противником, не достойным удара шпаги, так что трость стала действенным оружием не столько обороны, сколько нападения. Когда шпагу носить уже перестали, а револьвер еще не вошел в обиход, именно трость стала надежным и зачастую единственным подспорьем джентльменам , имевшим обыкновение ходить на боксерские матчи, собачьи бои и в кабачки и пивные для народа.




Трость менялась в зависимости от моды, приобретая в разные века характерные особенности времени. В легкие опорные трости могли вставлять зонтики, лорнеты, фонари, часы, расчески и даже зрительные трубки. Аксессуары, выполненные по индивидуальным заказам, были еще необычнее. Например, в трость художника или писателя прятали карандаши, кисти, бумагу, музыканты могли хранить в ней ноты, а врачи – целые переносные «аптечки», с пинцетом, стетоскоп, бинтами и лекарствами. Светские трости для ходьбы подчас служили табакеркой, в нее могли вставлять свисток или потайную флягу.

Ко второй половине XVIII веке мужские трости значительно укоротились и обрели исключительно декоративное назначение, длина их ствола составляла всего сорок-пятьдесят сантиметров. Такую трость носили под мышкой.

Французская Революция перевернула мир и изменила моду практически на все. Вместо коротких изящных тростей Париж, а за ним всю Европу и Россию, завоевывали трости длинные и толстые в виде суковатых дубинок. В насмешку они получившие название - «права человека и гражданина». Тут то и случился политический казус, император Павел I строжайше запретил распространение и ношение «якобитской заразы» на территории Российской Империи.




Muscadins- роялисты, впервые появились около 1792 года. Они были настоящими головорезами, бродили по улицам Парижа, напивались и нападали на патриотов с тростями-палками.




Существует с древности и по сей день такой вид боевого искусства, как фехтование на тростях- "LA CANNE DE COMBAT".

До середины XX века трость являлась не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Мужские и женские трости привозили из дальних поездок, заказывали у лучших мастеров. Многие изделия были поистине уникальными и весьма дорогими. Их охотно демонстрировали гостям, оставляли в наследство детям и внукам. Считается, что самой известной была коллекция элитных тростей Вольтера, которая, по свидетельствам современников, насчитывала 121 предмет.

Сейчас трости, конечно же, вышли из активного повседневного использования, но продолжают оставаться изящным аксессуаром, способным стать выразительной деталью имиджа, подчеркнуть деловой стиль и подарить легкость во время прогулки. Он объединяет многих людей и нередко является продолжением характера своего обладателя. Оригинальный дизайн и эксклюзивное оформление ручки трости могут рассказать о ней многое.
Трость – элегантный оригинальный подарок. Такой подарок подойдет не только для мужчины, но и для женщины. Правильно подобранная трость станет последним, завершающим штрихом, который придаст особый шик вашему облику.

Сделать такой подарок можно как стильному, светскому человеку, так и человеку, нуждающемуся при дополнительной опоре во время ходьбы. Слова «куплю трость» можно услышать не часто, но увидев на улице обладателя такого стильного аксессуара, невольно обращаешь внимание, понимая, что, не смотря на прошедшие века, традиция носить трость не потеряла своего шарма и изысканности.


14.07.2011