Из истории чеснока и человека

Энциклопедия Andrey 0 2 271 
Из истории чеснока и человека

В своем трактате, являющимся одним из наиболее полных древних травников, довольно часто упоминает чеснок Диоскорид — в связи с разного рода укусами. Нам, в начале XXI столетия, меньше приходится опасаться быть укушенными, поэтому мы, наверное, не способны в полной мере оценить беспокойство и страх, которые вызывала эта проблема в древние времена. Существовала даже «Книга об укусах» с советами египетских врачей. Травник Диоскорида упоминает укусы в общей сложности 329 раз! И наиболее часто среди противоукусных средств и противоядий (а надо сказать, что вероятность быть тяжелоотравленным в те времена была так же велика, как вероятность быть сильноукушенным) автор упоминает чеснок и близкие к нему растения семейства луковых. Диоскорид вообще считал чеснок одним из самых сильных противоядий в огромном арсенале природы при укусах, будь то укус человека, животного, насекомого или рептилии. Для одного из его лучших средств, нейтрализующих токсины при укусах, требовалось взять равные части огурца (нарезанного, но неочищенного), чесночных зубчиков (нарезанных и очищенных), горошков перца (растолченных), сока граната, немного соскобленной с лезвия старого меча или кинжала ржавчины, немного уксуса несколько небольших пригоршней пшеничной муки грубого помола и немного порошка мирры. Все смешивалось в каменной ступке пестиком, затем из смеси делалась припарка, которую накладывали на место укуса и оставляли на ночь. Это позволяло «вытянуть» любое начинавшееся заражение.

Одновременно жертва укуса должна была принимать внутрь лекарство другого состава — из смеси сока гранатов, зрелых цитрусовых, вина, а также нарезанного и растолченного чеснока, настоявшихся в течение ночи во фляге. Пациент принимал этот настой внутрь после того, как припарка была уже наложена. Очевидно, что это лекарство должно было заготавливаться впрок, чтобы его можно было использовать немедленно, когда бы ни произошел укус. Мало кому известно, что Диоскорид рекомендовал также чеснок для лечения простых ожогов. Диоскорид считал, что все семейство луковых, в особенности лук и чеснок, обладает способностью стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах и ранениях. Из описаний Диоскорида следует, что если выжать сок из лука и чеснока, смешать с диким, необработанным (никогда не нагревавшимся) медом и наложить прямо на ожог в виде повязки и менять ее каждый день в течение недели, то регенерация тканей становится очевидной. Стоит напомнить, что столетия спустя схему Диоскорида, независимо друг от друга, повторили еще два врача.

Один из них — француз Амбруаз Паре (1510-1590 годы). Вследствие повсеместного внедрения огнестрельного оружия ожоги во времена Паре были явлением довольно распространенным, и хирурги стремились усовершенствовать методы их лечения. Традиционная терапия сводилась к охлаждающим мазям, и только некоторые врачи применяли более специфические средства. А. Паре вычитал в различных травниках, которые широко аппелировали к Диоскориду, об использовании лука, чеснока и меда при лечении Ожеговых ран. Применив несколько раз только чеснок и мед, он с изумлением открыл то, что Диоскориду было известно полторы тысячи лет назад. Но Паре никогда не применял лук.

В 1537 году, в Пьемонте, молодой 27-летний хирург А. Паре был призван в армию маршала Монтея во время третьей войны между Франциском I и Карлом V. В армии ему впервые пришлось применить необычную комбинацию чеснока и лука, не выжимая сока и без меда, при тяжелом ожоге III степени. Вот его повествование об этом случае, переведенное с латыни на английский: «Один из поварят маршала Монтея случайно попал в котел с почти кипящим кальдронским маслом. Меня позвали вслед за аптекарем, чтобы я наложил повязки. Оказавшаяся поблизости деревенская женщина слышала, как я потребовал чеснок и мед для перевязки, и уговорила меня для первой повязки использовать только раздавленные, чуть присоленные чеснок и лук. Я должен был ими, доверившись ее несомненному и богатому опыту, прикрыть волдыри и нарывы. Как бы то ни было, я согласился применить ее усовершенствованный метод к этому жирному поваренку. На следующий день я не обнаружил волдырей на тех местах, что были покрыты чесноком и луком, а непокрытые места представляли собой сплошной пузырь...».

Результат действия этого улучшенного лекарства на основе средства, предложенного ему неграмотной крестьянкой, более испытанного и проверенного, чем рецепт Диоскорид, вдохновил Паре применить его снова. Вскоре для этого ему представился случай:
«Немного спустя, у одного немца из гвардии Монтея магазин, полный пороха, попал в огонь, так что его лицо и руки были страшно обожжены. Меня позвали, и я обложил ему одну половинку лица растолченными с солью чесноком и луком, а другую — чесноком с медом. При второй перевязке было видно, что там, где были наложены лук и чеснок, почти не было волдырей и ссадин; а под чесноком с медом те и другие внушали сильную тревогу. С тех пор я полностью доверился новому лекарству».

Вторым врачом, вслед за Диоскоридом вновь открывшим древние целебные свойства растений применительно к лечению ожогов, в наше время был китайский доктор медицины Шу Ронгиш. Его новое лекарство от ожогов привлекло внимание медиков всего западного мира. Несмотря на существование методик трансплантации, и генной инженерии, а также на наличие широкого выбора гормональных средств, травяной целебный бальзам Ронгиша можно применять с волшебным результатом.

«В прошлом врачам приходилось уделять внимание предупреждению возможных осложнений после ожогов, вместо того, чтобы лечить обожженные ткани, — сказал репортерам доктор Шу. — А мы обратились к древним травникам — греческому (Диоскорида) и двум древнекитайским, чтобы найти растения, которые помогали бы организму восстановить поврежденную кожу». Когда от него потребовали подробностей, доктор не пожелал открыть особые ингредиенты своего бальзама до получения патента на «Сырую мазь от ожогов», но намекнул, что в нее входят чеснок, лук, кунжутное семя, мед, соль, другие добавки. Он добавил, что мазь дезинфицирует раны, восстанавливая питание поврежденных тканей. «Мы просто искали и нашли питание для тканей, а не лекарство, чтобы спасать жизни», — заявил он.

Результаты просто поразили. Фотографии фиксировали прогресс у больных, которые прибыли к нему с ожогами II степени и серьезнейшими ожогами III степени, покрывавшими 94 % кожи. В течение месяцев те же пациенты не только излечились, но и сумели полностью восстановить свою внешность, минуя пластические операции. Хирургическая пересадка тканей еще производится, когда кожа повреждена полностью, но доктор Шу утверждает, что для большинства ожоговых ран его растительной мази, отчасти заимствованной у Диоскорида, отчасти — у древних китайцев, вполне достаточно. Лечение бальзамом Ронгиша не требует бандажей, сильных антибиотиков, стерильности и строгой изоляции больного.

Сейчас молодой врач возглавляет свой собственный институт и Китайский Государственный ожоговый центр в Байжи. Согласно информации, полученной в 1992 году от Министерства общественного здоровья, 55 тысяч китайских больных успешно излечились с помощью этой чудодейственной терапии.

В 1937 году греческие археологи нашли описания, как древние эллины готовили средства для обезболивания: из маковых зерен готовили опийную вытяжку, смешивали ее с чесночным соком и подмешивали в вино. Этим снадобьем поили больных накануне болезненных операций, им же пропитывали повязки на ранах, чтобы унять боль и предотвратить заражение крови: опиумно-чесночная смесь проникала через кожу в кровь, где быстро начинала действовать как эффективное болеутоляющее или успокаивающее средство.

Наиболее широко и разнообразно чеснок использовался древними римлянами, которые были уверены, что чеснок умножает силы, укрепляет дух и лечит от всех болезней. Именно поэтому для укрепления сил чеснок вместе с хлебом ели легионеры, а гладиаторы иногда жевали чеснок целыми головками, чтобы стойко держаться на арене и презирать смерть. Даже кое-кто из аристократов пил чесночную микстуру как эффективное противоядие от возможного отравления. Римляне-земледельцы подмешивали чеснок даже в пищу домашних животных — в качестве отменного ветрогонного средства.



Знаменитый римский хирург Гален произвел подлинную революцию, введя в обиход свои знаменитые повязки: «...Хотя предыдущие врачи, леча гладиаторов, парили рану в горячей воде и накладывали повязку из пшеничной муки, умеренно заваренной смесью масла и воды, я вообще исключил воду и делал повязку из муки и толченого чеснока с маслом и к тому же смазывал кожу вокруг раны небольшим количеством масла. Результаты можно считать прекрасными, поскольку у меня нет ни одного смертного случая, а раньше смерти были многочисленными...».

Гален широко применял чеснок и подобные ему бактерицидные средства чаще всего в форме жидкой мази или винного уксуса. Чеснок и убивал вредные бактерии, и предотвращал распространение инфекции. Для наложения повязок врач выбрал чеснок и еще по одной причине: в комбинации с другими травами это растение помогало остановить кровотечение. Полагаться на местные лекарства, применявшиеся как вяжущие, не приходилось — они были малоэффективны. Своим лучшим изобретением Гален считал микстуру, которая готовилась так: 1 часть чеснока, 1 часть ладана, 1 часть алоэ; смешать с яичным белком до консистенции меда и добавить щепотку обрезков меха дикого кролика. Этот состав дал хорошие результаты даже при лечении черепно-мозговой травмы у одного гладиатора.

Отдавали дань чесноку и древние евреи. Согласно тексту одной из частей ветхозаветного Пятикнижия Моисея, богатые серой овощи занимали важнейшее место и в рационе евреев во времена их египетского плена. Когда дети Израиля вместе с Моисеем блуждали по пустыне, их мучил голод, и они возроптали: «Мы помним рыбу, дыни, лук и чеснок, а теперь наши тела иссохли, перед глазами нашими нет ничего, кроме манны». Судя по этому высказыванию можно оценить, насколько здоровой была пища евреев в египетском плену. Известно, что рыба богата фосфором и витамином А — и то, и другое оказывает благоприятное действие на сердечно-сосудистую и иммунную системы. Огурцы и дыни прекрасно очищают кровь и внутренние органы от токсинов. А редис, лук, лук-порей и чеснок пополняют организм незаменимыми аминокислотами, которые, в свою очередь, необходимы для роста белых кровяных телец, Т-лимфоцитов и макрофагов, подавляющих всевозможные инфекции, а также для общей стимуляции иммунной системы. И все это — жизненно важные элементы нашего организма.

Один из свитков Мертвого моря «Книга праздников», написанный в 100 году до нашей эры, сообщает, что с помощью чеснока можно изгонять демонов: «Господь Бог наш говорил нам (его ангелам), что можем мы изгонять их (духов зла), и повелел одному из нас научить Ноя изгонять их, и мы сделали так, как повелел Господь. И рассказали мы Ною, как лечить от них (духов зла) и соблазнов их так, что смог Ной врачевать растениями земными. И записал все Ной в книгу, как мы учили его. И духи гуманны были затем от сыновей Ноя, и отдал Ной все написанное Симу, старшему сыну, так как любил его больше других».

Этот отрывок содержит два интересных момента. Во-первых, указание на тесную связь демонов с болезнью — первые насылают вторую. Во-вторых, здесь есть ссылка на самые ранние записи по ботанике.
Халдейский историк Беросус, живший между 500 и 400 годами до нашей эры, которого часто цитировали позднейшие историки, например Иосиф Флавий, заявлял, что наилучшими для изгнания бесов являлись такие сильно пахнущие растения, как чеснок, лук, блошница фуентерийская, горькая полынь и тому подобные.

По переводам клинописных текстов ученого Р. Кэмпбелла Томпсона можно судить, что для избавления от злых сил чеснок широко использовали еще в Древней Месопотамии. Его двухтомный труд «Демоны и злые духи в Вавилонии» (Лондон, 1903) содержит вполне убедительные доказательства этого.

Ветку тамариска или головку чеснока подвешивали под руками во время произнесения заклинаний, которые должны были отразить нападение демонов и ввергнуть их в подземное царство; это показывает, что растению приписывали магические силы.

Такое использование растений в магии доказывает, что древнее население Вавилонии ничем не отличалось от других народов по отношению к вере в то, что в деревьях обитают духи и боги (и они могут помочь в борьбе против зла).

Томпсон, знаменитый ассиролог, переводя глиняные таблички, обнаружил, что древние жители Месопотамии часто развешивали чеснок и другие растения вокруг жилища, чтобы отогнать невидимых и нежелательных гостей. Он писал: «Чтобы обезопасить вход в дом от демонов, ассирийцы подвешивали над дверью разные травы». Они следовали девизу: «На задвижку двери я повесил блошницу, Святой Джонсуорт, чеснок и колос пшеницы на переплет окна, так ограничил я скитающееся тело твое».

Во многих других культурах древнего мира существовала вера в то, что чесноку и луку присущи особые свойства - исцелять болезни, насланные демонами, и что боги велят людям есть эти овощи и употреблять их в домах.

Рассмотрим некоторые подробности быта израэлитов в Египте. Незадолго до того, как Господь поразил чумной смертью всех первенцев, он повелел своему служителю Морюею, чтобы все израэлиты обрызгали кровью ягненка снаружи свои двери и затем ели бы прожаренное мясо с горькой травой. Это было средством к спасению. Достоверно известно, что в числе этих трав были лук и чеснок.

Сегодня такой образ мысли, конечно, кажется устаревшим, если даже не глупым. Медицинская наука установила, что заразные болезни распространяются вредными бактериями или вирусами. А сильные серосодержащие аминокислоты, которые выделяет чеснок, по природе своей решительно антибактериологичны и антивирусны. Их присутствие дезинфицирует воздух, организм и вообще все, с чем вступает в контакт их сильный запах. Это помогает объяснить, почему чеснок воздействовал как эффективный антибиотик, хотя древним евреям и показалось, что он отогнал демонов.

Между 70 и 80 годами нашей эры великий историк Иосиф Флавий написал свои знаменитые «Иудейские древности». Во второй главе седьмого тома он описывает «проницательность и мудрость, которыми Господь наделил Соломона», они были столь великими, что он превзошел древних в познании многих вещей. Соломон оставил несколько книг, одна из которых посвящена «свойствам и возможностям корней и растений». Говорили, что он был очень искусен в изгнании демонов из одержимых и сумасшедших. Чаще всего он использовал корень валерианы и чеснок. Немного того и другого Соломон вкладывал под камень в большом перстне, который носил на пальце. Немного смеси вводили прямо в ноздри страдальца, и пары «вытаскивали демонов».

Еще одно замечательное применение чеснок находил при лечении симптомов, подобных эпилептическому припадку, но приписывавшихся злым духам. В книге о растениях царь Соломон писал, что «...лук, лук-порей, чеснок могущественны... против влияния демонов». Он советовал поднести небольшое количество растений прямо к ноздрям или укладывать на лоб больного, чтобы выгнать невидимых злодеев.
Сок, отжатый из любого из них, можно принимать неразбавленным. Царь Соломон утверждал, что если одержимый вдохнет испарений и проглотит достаточное количество сока этих растений, то в организме начнется немедленная цепная реакция. Эта буря в теле одержимого вынудит вредный дух покинуть свое обиталище и искать кого-нибудь другого, чтобы вселиться в него.

В одном из медицинских трудов XI столетия, названном учеными «Лакнунга» и являющем собой интересный сплав тевтонского язычества и ирландского христианства на основе перефразировки медицинских рекомендаций древних греков, сохранилось упоминание об одном удивительно эффективном чесночном лекарстве от мигрени. Подлинный рецепт очень сложен и требует 36 различных растительных ингредиентов, не считая латинских гимнов, которые нужно петь, принимая лекарство внутрь. При попытке воссоздать его адаптированный к нашему времени аналог большая часть сил была бы потрачена на то, чтобы отделить главные травы от менее важных ингредиентов. После множества проб и ошибок исследователям удалось сузить список до следующего состава: редис, пиретрум, буквица, пырей ползучий, полынь, «сережки» хмеля, тысячелистник, ивовые прутья, дубовая кора и... чеснок.

Предписанная в рецепте святая вода была заменена исследователями ключевой. Было взято по 0,5 ч. ложки каждого компонента, кроме чеснока, и 2 зубчика чеснока, измельченных и растертых. Более грубые, плотные растения сначала заливались стаканом воды и выдерживались закрытыми 3 минуты на медленном огне, затем добавлялся чеснок, и смесь кипятилась еще 3 минуты. В конце были добавлены самые нежные листочки и цветы (пиретрум, буквица, полынь, тысячелистник), и снова смесь настаивалась в тепле примерно 40 минут.

Раствор был готов, и чашку теплого питья приняла одна из пациенток, периодически страдавшая мигренью. Примерно через 10 минут ее состояние явно улучшилось, и она воскликнула: «Головная боль прошла!». Попытка подсластить лекарство не увенчалась успехом. Не удавалось, не только уменьшить горечь, но всякое добавление даже натуральных Сахаров уменьшало терапевтический эффект. Лучшее, что можно было сделать, не уменьшив эффективности, — это добавить в конечный продукт немного чистой ванили.



Еще в процессе экспериментов было обнаружено, что если смочить в горячем растворе полотенце, выжать его и положить на лоб и на затылок, то боль проходит за несколько минут. Смоченное полотенце лучше обернуть сухим, чтобы как можно дольше сохранить тепло. Хотя это и не самый удобный и приятный способ избавиться от мигрени, тем не менее, это способ, который, как считают исследователи, срабатывает всегда.

Со времен раннего средневековья до наших дней дошла слава об одной женщине, уровнем сознания превзошедшей многих мужчин своего времени. Звали ее Хильдегард фон Бильген. Она родилась в маленьком германском городке Виккельхайм, неподалеку от Май-нца, и была дочерью рыцаря. По неизвестным причинам — может быть, экономическим или из соображений безопасности, или для развития особых талантов восьми лет ее поместили в Бенедиктинский монастырь в Дизибодеиберге. Там она находилась под опекой настоятельницы Юты, которая следила за образованием и воспитанием девочки. В 1136 году Хильдегард стала преемницей настоятельницы.

С раннего детства Хильдегард посещали видения, которые, когда она повзрослела, сделались еще более частыми, настойчивыми и живыми. Она сохраняла свои экстрасенсорные способности в тайне до 42 лет, а потом начала свои видения записывать. Однажды ее пророчества стали известны религиозной общественности и вызвали огромный интерес. Даже такое важное лицо, как пресвятой Бернар де Клерво, который встречался с ней в Бннгеме, когда проповедовал о Втором Пришествии, убедился, что она является истинной пророчицей Бога. Положительный отзыв этого человека привел к дальнейшему признанию ее высшими сановниками церкви, вплоть до самого Папы Евгения III.

Хильдегард приписывается авторство более дюжины трудов, среди которых знаменитая «Физика», описывающая целебные свойства деревьев и растений. Считается, что будучи одной из первых естественнонаучных работ, написанных в Германии, она положила начало изучению ботаники в этой стране.

Некоторые из пророчеств Хильдегард сохранились в пожелтевших от времени пергаментных свитках и являются теперь достоянием европейских музеев, продолжая восхищать изучающих их ученых. В одном из этих свитков говорится о том, что ангел просветил ее, как излечивать болезнь легких, которую люди называют астмой, с помощью двух простых растений: иссопа и чеснока. Ангел повелел ей сварить простой отвар из горсти головок иссопа и двух зубчиков чеснока. Для этого их нужно очистить, крупно нарезать, добавить чашку воды и варить до готовности на медленном огне. Ангел показал, что при добавлении панацеи или чистеца тот же отвар меняет состояние при кашле или в течение считанных минут способен остановить кровохарканье. Что же касается чахотки (туберкулеза), ее небесный посетитель советовал добавлять в готовый отвар иссопа и чеснока цветки лаванды и листья окопника аптечного. Понятно, что комбинация иссопа и чеснока служила важной основой лечебных средств в борьбе с различными легочными заболеваниями.

Но, пожалуй, самое значительное открытие одного из свойств чеснока в эпоху средневековья произошло благодаря преступлению. Чеснок тогда получил название «уксуса четырех воров» за то, что уберег четверых преступников-изобретателей от заражения бубонной чумой, когда они грабили трупы несчастных жертв этой ужасной болезни, носившейся по Европе и губящей миллионы людей на своем пути. Страшную болезнь принесли с собой тысячи рыцарей-христиан, возвращавшихся домой из крестовых походов в Святую Землю. Ее начало в середине XIV века было быстрым и опустошительным. В 1347 году бубонная чума прокатилась на запад через Индию и юго-западную Россию. Эпидемия распространялась, как пожар, по всей Европе. Во Франции, только в Марселе, за несколько месяцев она унесла жизни 80 % населения.

Известно, что примерно в 1722 году четверка мерзавцев грабила дома умерших, унося с собой одежду, украшения, деньги и другие ценности. Неизвестно, каким образом им пришла в голову мысль вымачивать очищенные чесночные зубчики в старом вине, но, очевидно, как-то пришла. Через какое-то время бандиты выливали этот настоявшийся чесночный препарат в каменный кувшин, и каждый раз, перед уходом на грабеж, ополаскивали лица, руки и шеи, а также полоскали рты, проглатывая большую часть напитка. Когда однажды их поймали, то вместо того чтобы приговорить к казни, допросили с пристрастием, серьезно заинтересовавшись вопросом — как негодяям удалось выжить, когда все вокруг умерли. После того, как им пообещали прощение за все совершенные преступления, грабители открыли секрет противоядия всем присутствовавшим в зале суда. В результате все оставшиеся жители Марселя сумели избежать чумы, которая в тех местах вскоре пошла на убыль.

Всемирную «чесночную» историю трудно представить без ее русской страницы. Чеснок разводили повсеместно, и шел он на самые разные домашние потребы. Им приправляли пищу, его подмешивали в квас, а кое-где так и в пиво, им лечились, он был незаменимым средством в борьбе с нечистой силой и с докучливыми домашними насекомыми.

Привередливые иноземцы, отмечая обилие и разнообразие русской кухни, жаловались на избыточно резкий запах большинства мясных блюд: засилье лука и чеснока было не по вкусу утонченной их натуре. Например, один из посланников при московском дворе сообщал на родину, что он получает от царских щедрот довольно яств, однако почти все приходится отдавать прислуге, а самому питаться «чем бог пошлет».

Чесноком действительно пытались лечить почти все хвори. И если сначала ограничивались одной лишь практической стороной дела, то со временем русские «лечцы» попытались осмыслить лечебные свойства чеснока, а вместе с ним и лука в обобщенном виде: «...А толстые и липкие мокроты в теле рвет, отворяет мочь и месячное женское возбуждает, охоту к естве делает и похоть телесную возбуждает теплом своим и мокротою. Сок его, в ноздри впущенный, или нюханье, носом впущенное, голову чистит и волосы родит... А имеет силу вытягати кровь наверх тела, того для делает кожу румяную и красную. Семя его проказу или лишая труд с лица сгоняет, а коли тем семенем потрешь коросты или где волосы опадут, зело на то пособляет, с медом приложенное, и бородавицы сгоняет...».

Интересно, что во всем мире «чесночную» терапию долго считали исключительно русским явлением, хотя, как вы уже могли убедиться, это не совсем так. Тем не менее, вот как, например, описывались целебные свойства чеснока в одной американской газете: «Вы можете, если хотите, зажимать ваши ноздри и шарахаться в сторону от "приятного" запаха лука и чеснока. Однако установлено, что луковая паста и чесночное масло — хорошее средство от зараженных ран. Но паста должна быть очень свежей, чтобы быть эффективной. Эти сведения дошли до нас из далекой страны — России».

Удивительное дело — «правильная», классическая медицина одно время резко ополчилась против чеснока, признавая его вредным, глупым средством, укоренившимся в народном быту исключительно из-за темноты и забитости простолюдина. Понадобились годы и годы, чтобы восстановить врачебную репутацию испытанного народного средства в полном объеме. Сегодня созданы замечательные препараты на основе чеснока; общепризнанны его благотворные свойства при самых разнообразных болезнях — холецистите, невралгиях, радикулите, заболеваниях верхних дыхательных путей и т. п. Однако помимо таблеток, мазей, микстур, капсул, чеснок продолжают употреблять и в своем натуральном виде. Причем собиратели народных рецептов и деревенские целители уверяют, что от этого его лечебные свойства нисколько не уменьшаются, скорее наоборот — усиливаются.

В старину на Руси считали, что если носить чеснок на шее на ниточке, это защитит от холеры, чумы, брюшного тифа. Обычай, кстати, не лишен здравого смысла:
растение обладает сильным антисептическим действием. Растертый до кашицы зубчик губительно действует на микроорганизмы в течение 280 часов. Эфирное масло чеснока убивает возбудителей многих чрезвычайно опасных инфекционных болезней, в частности, туберкулезную и дифтерийную палочки, стафилококки. Это свойство, успешно использовали в годы первой мировой войны: сок из свежих головок, разведенный в воде, применяли как антисептическое средство при лечении гнойных ран.



Применяют чеснок сегодня и в гомеопатии — при бронхиальной астме и поллипозах, а также в косметике — для укрепления волос.
Тайную силу чеснока объяснил наш соотечественник, ученый Б. П. Токин. Оказалось, что растение содержит особые фитонциды, способные уничтожить любые микробы, вирусы, грибки, опасные для человека. Это — своего рода чесночные антибиотики самой высокой пробы. Если карболовая кислота убивает туберкулезную палочку за сутки, серная — за 30 минут, то для чесночных фитонцидов — это задачка на 5 минут.

К большинству перечисленных веществ человек адаптирован, так как они постоянно присутствуют в растительной пище. Вследствие чего побочных реакций, даже при длительном применении луков с лечебной целью, бывает значительно меньше, чем при использовании синтетических лекарственных препаратов. Растительные лечебные средства более специфичны, родственны организму человека и менее токсичны для него.

Официальная медицина рекомендует спиртовую настойку чеснока при атонии кишечника, гипертонической болезни, атеросклерозе.
Как уже упоминалось выше, сухой экстракт чеснока — один из главных компонентов препарата аллохол, популярного при лечении различных заболеваний желчного пузыря и печени. Полезен аллохол и при постоянных запорах. В последние годы появились новые лекарства: алликор, алисат, которые рекомендуются при атеросклерозе и гипертонической болезни.

С лечебной целью желательно использовать чеснок в свежесобранном виде или после непродолжительного хранения. Антибактериальное действие чеснока, хранившегося в холодильнике четыре месяца, снижается по сравнению с исходным его состоянием примерно вдвое. Чеснок, хранящийся при комнатной температуре, через восемь месяцев полностью теряет фитонцидные свойства.

Познавая свойства растений и особенности реакции своего организма на их применение, человек учится бороться с различными недугами, а также за долголетие и работоспособность.
В русской народной медицине чесноком лечили и лечат множество хвороб, особенно расстройства пищеварения. Чеснок возбуждает аппетит, улучшает выделение пищеварительных ферментов и желчи, расширяет кровеносные сосуды, замедляет сердечный ритм. Настойка чеснока на водке неплохо помогает при камнях в почках и мочевом пузыре. При гипертонической болезни и атеросклерозе нынешние руководства по фитотерапии советуют съедать два-три зубка чеснока в день. Это устранит головокружение и бессонницу.

Фитонциды чеснока вредоносны для самых разных микробов: стрептококков, стафилококков, тифозных бактерий, туберкулезной палочки... Пожевав несколько минут дольку чеснока, вы избавитесь от всех бактерий, поселившихся во рту. Свежей чесночной кашицей, завернутой в марлю, лечат гнойные раны и плохо заживающие язвы. Не нравится чеснок и глистам. Чтобы избавиться от них, дольку чеснока вводили в прямую кишку.

Чесночная кашица издавна используется как горчичники (вытяжной пластырь). Ее прикладывают к вискам при головной боли.
Для предупреждения и лечения гриппа, растертые зубчики свежего чеснока принимают внутрь как дезинфицирующее и мягчительное средство и одновременно закапывают его сок в нос (по 2-3 капли 3 раза в день).

По мнению японцев, отварная горячая вермишель с чесноком — прекрасное потогонное средство при простудных заболеваниях.
«Сибирской формулой сохранения энергии для людей старше пятидесяти считают в США чесночно-луковые смеси с медом. Вот один из рецептов: 4 маленькие головки чеснока и 4 луковицы среднего размера пропустите через мясорубку. Постарайтесь сохранить сок. 225 г ячменя доведите до кипения в литре воды. Излишки воды слейте, а зерна пропустите через мясорубку. Аналогично поступите с 225 г свежего овса. Компоненты перемешайте с 900 г меда, добавьте 28 г измельченного сухого корня аптечной валерианы и варите на медленном огне до консистенции жидкого соуса. Массу размажьте на деревянной доске слоем 25 мм и охладите до частичного затвердевания. Разрежьте на квадратики с длиной стороны 25 мм. Охладите их, в таком виде они хорошо хранятся. Принимать рекомендуется по 3-6 квадратиков в день перед едой.

Этот природный антибиотик обладает мощным антибактерицидным действием, укрепляет иммунную систему, повышает сопротивляемость организма ко всем инфекциям. Включив в ежедневный рацион 1-2 зубчика чеснока можно распрощаться с сезонными недомоганиями. Добавляйте чеснок в салаты, супы, соусы, сдабривайте им мясные блюда.

Наш организм, например, нуждается в микроэлементе германий, о чем уже упоминалось выше. А содержится он только в одном единственном продукте — чесноке. Германий обеспечивает «крепость пружинных систем» клапанных аппаратов нашего тела. Это обратные клапаны на венах, поднимающие кровь от ног к сердцу и т. д. С каждым сокращением сердца клапан открывается и пропускает кровь только вверх, на одну ступеньку ближе к сердцу. Если в крови гуляют «шлаки», скажем, от корочки поджаренной картошки, зажаренного хлеба, то они, как правило, оседают в «карманах» вен. «Карманы» растягиваются, а клапаны ослабляются. Кровь застаивается, начинается варикозное расширение вен. Употребляя чеснок, мы укрепляем клапанную систему.
Станьте первым оставив свой комментарий к этой публикации.

Авторизируйтесь: или используйте форму ниже.
Поездка в Лапландию в деревню к Санта Клаусу 2018
Поездка в Лапландию в деревню к Санта Клаусу 2018
Русский Клуб г.Тампере приглашает взрослых и детей! Поездка в...
 25.10.2017

Дни города Тампере 2017
Дни города Тампере 2017
В рамках Дня города в Тампере будет организована бесплатная...
 26.09.2017

Информационный бюллетень (октябрь 2017)
Информационный бюллетень (октябрь 2017)
Дорогие друзья! Русским Клубом подготовлены следующие объявления и...
 19.10.2017

Спектакль для малышей "Подарок для мамы"
Спектакль для малышей "Подарок для мамы"
29 октября (воскресенье) в 17.00 и 18.30. по адресу Suvantokatu 13, 2...
 02.10.2017

Журнал "Русский свет" №3.2017
Журнал "Русский свет" №3.2017
Подготовлен к печати журнал "Русский свет" №3.2017 В этом номере: -...
 04.10.2017

12 подвигов Геракла. Мифы Древней Греции
12 подвигов Геракла. Мифы Древней Греции
...Однажды злобная Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Лишился...
 15.09.2011

Театральный кружок приглашает ребят в Летний лагерь
Театральный кружок приглашает ребят в Летний лагерь
Вниманию родителей! Театральный кружок приглашает ребят в Летний...
 04.04.2017

Спорт для всех!
Спорт для всех!
Проект предназначен для мужчин и женщин среднего и старшего возраста,...
 01.08.2017

Поездка в Китай 2018
Поездка в Китай 2018
Дорогие друзья! Русский клуб планирует поездку в Китай в 2018 году....
 21.08.2017

Дни русской культуры 2017
Дни русской культуры 2017
Дни русской культуры 2017 г. 25.02.2017 - 26.03.2017 Лекции Вечера...
 17.02.2017

 Информационные ресурсы

 Реклама