”...общественная некоммерческая организация, объединяющая русскоязычное население Тампере и регион Пирканмаа в Финляндии...” 

Озерные авианосцы

Это интересно Andrey 0 2 111 
Озерные авианосцы

Америка, Великие озера - именно здесь, на о. Мичиган недалеко от Чикаго разыгрался последний бой… Первой мировой войны! Но о нем мы напишем позже, а пока коснемся того весомого вклада в победу во Второй мировой, который внесли американские авианосцы с этого же озера. Они также оперировали неподалеку от Чикаго.


Узнаете молодого человека на снимке 1943 года? Да, это Джордж Буш старший, 19-летний лейтенант морской авиации, самый молодой морской летчик Америки, стажирующийся на авианосце USS Sable. Будущий президент писал: «Я хорошо помню зимние полеты над Великими Озерами с открытым кокпитом. Никогда в жизни мне не было так холодно!»

Прошло 66 лет — и 10 января 2009 года состоялась церемония ввода в состав ВМС США атомного авианосца класса «Нимиц» CVN 77, названного в его честь USS George H.W. Bush. На ней присутствовал сам виновник торжества. Да, жить надо долго…

Предполагается, что корабль прослужит до 2058 г. — авианосцы машины серьезные, очень дорогие и долговечные, и первенец «Нимицев» «Энтерпрайз», вступивший в строй в 1961 г., лишь недавно был списан с флота. Впрочем, сие известно всем, в отличие от поразительного факта действий авианосцев на Великих Озерах. Однако они там были и принесли большую пользу!

Эти гигантские внутренние пресноводные водоемы уникальны не только сами по себе, но также и в плане чрезвычайно развитого судоходства, большого своеобразия местного судостроения и военно-морской истории. Мы писали об озерном парусном линейном корабле первого ранга «Сент Лоуренс», но даже он не столь экзотичен, как колесные, угольные, пресноводные авианосцы!

После феноменального успеха атаки японской палубной авиации на Перл Харбор американцы поняли, что линкорами морскую войну не выиграешь — и ударными темпами строили авианосцы. Во время Второй мировой войны в составе их флота в общей сложности находилось 110 авианосцев разных типов. С 7 декабря 1941 г. по 2 сентября 1945 г. в состав ВМС США было введено 102 корабля данного класса! Кроме того, в распоряжении командования флота находились два учебных авианосца, имевших условный индекс IX (IX-64 «Волврин» и IX-81 «Сейбл»), о которых и пойдет речь.

Да, огромные возможности были у американской промышленности! Но для такой армады авианесущих кораблей нужны тысячи и тысячи самолетов. Что ж, авиаиндустрия США ничуть не уступала кораблестроительной и за годы войны выпустила 324750 самолетов, их вполне хватало и флоту. Не хватало летчиков.

Казалось бы, что за проблема — в стране, где удостоверение пилота получить было не многим труднее, чем водительские права. Но морской летчик это не просто хороший летчик (плохому в море делать нечего). Ему нужна солидная практика полетов над морем, а главное — практика взлетов и посадок на крошечный аэродром, затерянный среди волн, на палубу авианосца. Даже самый хороший летчик, летавший до того лишь над землей, на авианосце превращается в новичка. Его надо основательно готовить. На боевом корабле этим заниматься некогда, это просто опасно! А учебных авианосцев, как это ни странно, попросту не имелось, обходились подручными средствами.

Зато прямо под боком плескались поистине Великие Озера, гордостью которых были два старомодных, но очень эффектных колесных корабля: «Сиэндби» и «Грейтер Буффало», два гигантских пассажирских парохода, которые с туристами на борту курсировали по озеру Мичиган. «Сиэндби» из-за его четырех труб сравнивали даже с «Титаником» (пароход действительно был его современником!), не боясь дальнейших аналогий. Они не пугали и руководство ВМС, не до того было после разгрома в Пёрл Харбор.


Американцы приняли грандиозную программу, по которой уже к середине 1943 г. планировалось подготовить 45 тыс. квалифицированных морских пилотов. Военное время торопило, и с мобилизованных в 1942 году пароходов срезали надстройки, вместо которых установили летные палубы, титанические дымовые трубы сдвинули к борту и «Сиэндби» стал учебным авианосцем «Волврин» (росомаха), а «Грейтер Буффало» — авианосцем «Сэйбл» (соболь).

Оказалось, однако, что лишь по озерным меркам корабли были очень большие (стандартное водоизмещение первого составляло 7315 т, второго 8114 т) и весьма быстроходные — 16 и 18 узлов соответственно. Увы, для приличного авианосца этого было совершенно недостаточно. И если аэрофинишеры на полетных палубах установить удалось, то об ангарах, самолетоподъемниках и катапультах даже мечтать не приходилось, а в безветрие некоторым типам самолетов не удавалось взлететь с палубы, кораблям не хватало скорости. И все же главное было достигнуто — на них можно было тренировать пилотов, учить их взлету и посадке.
Станьте первым оставив свой комментарий к этой публикации.

Авторизируйтесь: или используйте форму ниже.

 Похожие публикации

Последний самурай СССР
 Последний самурай СССР
В Калмыкии живет настоящий японский самурай-камикадзе. 96-летний Еситеру Накагава воевал во второй мировой против США и СССР. Попав в плен, Еситеру...

История неуловимого корабля-призрака “Бэйчимо”
 История неуловимого корабля-призрака “Бэйчимо”
Существует множество жутких историй о кораблях-призраках (которые среди моряков считаются предвестниками скорой гибели), однако доподлинно известно...

Пятнистое озеро
 Пятнистое озеро
Самое странное по своей форме озеро находится в Канаде рядом с городом Osoyoos. Такое необычное очертание Khiluk приобретает за счет самого высокого...

Водопад Анхель
 Водопад Анхель
Самым высоким водопадом в мире является красавец Анхель, находящийся на границе Бразилии и Венесуэлы. Высота чудо-водопада составляет около 3,200...

Тампере Путеводитель 2011
 Тампере Путеводитель 2011
"Мы рады, что вас интересует регион Тампере. Что Вас здесь ожидает? Изумительно красивые пейзажи - хребты и озера, традиционно заводские здания...