Ласточкино гнездо

Это интересно Andrey 0 5 321 
Архитектурные сооружения часто называют каменными страницами истории. По ним можно читать биографию любого уголка земли. Биографию Южнобережья – тоже.
Памятники прошлого и творения современных зодчих привлекают многочисленных гостей на полуостров. Многие из тех, кто приезжает в Крым, хотят знать о них если не все, то как можно больше.
Миллионными тиражами открыток, фотоальбомов, буклетов изображение его разнеслось по всему свету; им любуются в различных уголках земли. Ласточкино гнездо стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.
Сюда ежедневно совершаются паломничества. Побывать здесь стремятся все, кто приезжает в Крым. Ласточкино гнездо хорошо видно и с южнобережного шоссе и с катеров, курсирующих между Ялтой и Симеизом.
Зачастую его появления ждут долго, нетерпеливо, спрашивая экскурсоводов: «Когда же, скоро ли?» К встрече с ним готовы, но она всегда неожиданна, всегда поражает.
Да, оно смотрится необычайно эффектно, это серое здание беспокойного силуэта, венчающее отвесно падающую к морю Аврорину скалу на мысе Ай-Тодор.
Зубчатые объемы четырьмя ступенями вздымаются вверх и вдруг обрываются на краю скалы круглой башней, перехваченной посредине и понизу легкими балконами. Стрельчатые окна кажутся не зауженными по воле архитектора, а сощурившимися от ослепительного солнца, чтобы заглянуть подальше – за горизонт.

История Ласточкиного гнезда интересует каждого, кто хоть раз видел его. Действительно, кто и зачем прилепил над пропастью это эффектное сооружение? Кто в нем жил?

…Старый генерал, тяжело опираясь на трость, поднялся на Аврорину скалу и долго стоял здесь, вглядываясь в широко открывшийся морской простор; потом перевел взгляд на одинокое, стелющееся по скале дерево и - забыл о море.
Дерево росло прямо из голого каменного монолита. Сам не уступающий в твердости камню, ствол поднимался из круглого отверстия, равного ему диаметром. Солнце и зной иссушили его, но жизнь держалась в нем непостижимо цепко, и над ним поднималась сочно-зеленая крона.
Нет, не о прозябании в одиночестве, не о бессмысленном упорстве в сражении с камнем поведало генералу это дерево – оно явило ему поучительный пример стойкости. Видно, и в природе, как в бою, кто-то должен первым броситься на врага, пробить хоть малую брешь в его обороне, опровергнув ее неуязвимость, и тем самым расчистить путь другим. Генералу, участнику русско-турецкой войны, было хорошо известно, как это бывает в бою, и теперь он проникся симпатией к стойкому дереву и, спускаясь, все оглядывался на него.
Спустя некоторое время на мысе Ай-Тодор застучали топоры: для генерала строили деревянную дачу, которую позже назвали «Генералиф». Дальнейшая судьба дачи куда более прозаичней ее рождения. Дачу приобрела московская купчиха Рахманова и перестроила по своему купеческому вкусу, назвав Ласточкиным гнездом, а в 1911 году перепродала немецкому нефтепромышленнику барону Штейнгелю. Новый владелец приказал сломать деревянную дачу и построить на ее месте каменный замок, проект которого был заказан русскому архитектору А. Шервуду.
Замок был выстроен в 1912 году, а в 1914 продан московскому купцу Шалапутину, открывшему здесь ресторан.
В советские годы в здании некоторое время работала туристская база, затем библиотека санатория «Жемчужина». В 1927 году во время землетрясения часть Аврориной скалы обрушилась, видовая площадка перед зданием нависла над пропастью. В стенах замка появились трещины; острые шпицы, венчающие его, сорвались в море. Состояние здания было признано аварийным и доступ в него закрыт. В 1968 году начаты работы по укреплению и частичной реконструкции Ласточкиного гнезда.
Попытаемся разобраться в его архитектурных особенностях. Здание невелико: длина – не более двадцати метров, ширина – десять, высота – двенадцать. Четыре внешних объема объединены в ступенчатую композицию, возвышающуюся к морю. Внешним объемам соответствует в плане прихожая, гостиная, лестница и две спальни, расположенные в двухэтажной башне. Объемы - неудачных пропорций и неудачно сочленены: два куба и параллелепипед впритык лепятся друг к другу и все вместе зрительно как бы напирают на цилиндр башни, чтобы столкнуть в бездну, а не придержать, уравновесить. Объемы не «вытекают», не растут один из другого как части единого организма, как, скажем, ветки у ствола. Они сопряжены механически, по принципу «бабка за дедку», только с противоположной нагрузкой – они не тянут, а подталкивают. От этого здание кажется более аварийным, чем на самом деле: как будто башне недостает только очень небольшой тяжести на тонком свесе балкона, чтобы рухнуть вниз, увлекая за собой весь «прицеп».
Но допустим, что Шервуд преднамеренно задумал такой пугающий эффект. С известной оговоркой его даже можно зачислить в актив архитектору. А другим нелепостям в архитектуре Ласточкиного гнезда оправдания вряд ли удастся подыскать.
Объемы возрастают по высоте унылой лесенкой, согласно законам арифметической прогрессии: каждый последующий равной высотой высится над предыдущим. Но, может быть, на каком-нибудь из четырех объемов сосредоточено большее внимание автора? Ничего подобного – все они стараются быть одинаково значительными, словно группа сановников одного ранга, но различного роста. Значительность придается масштабом деталей. Чем ниже объем, тем крупнее, массивнее зубчатый венец завершения. Несколько выделена гостиная. У нее и окно пошире, и шпицы прилепленны к аркатуре, но зато башня «взяла» высотой, балконами, рустованным цоколем.
Если прибавить ко всему сказанному разнобой оконных и дверных проемов, крайнюю скупость внутренней отделки здания (только бетонный камин и деревянные под черное дерево балки с уродливыми кронштейнами – лягушками), то итог можно подвести следующий: Ласточкино гнездо в архитектурном отношении – отнюдь не шедевр.
Да, замок смотрится эффектно. Но это заслуга не архитектора, а того, кто выбрал столь необычное место для постройки здания. Перенесите Ласточкино гнездо с Аврориной скалы куда-нибудь в местность менее живописную, лишите его столь эффектного основания – нависшей над бездной скалы, и сразу исчезнет его броскость, экзотичность.
После реконструкции Ласточкино гнездо предстало в значительно лучшем виде. Башня стала выше, наряднее, обросла четырьмя шпицами и, нарушив однообразный ритм возрастания объемов, стала господствующей. Согласно проекту реконструкции (автор – ялтинский инженер – конструктор В. Н. Тимофеев), часть здания посажена на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объем, и осталась висеть, несмотря на обрушившуюся в море часть скалы.
Станьте первым оставив свой комментарий к этой публикации.

Авторизируйтесь: или используйте форму ниже.
Выдача справок пенсионерам 4.12 - 5.12.18
Выдача справок пенсионерам 4.12 - 5.12.18
Уважаемые пенсионеры! 4 декабря и 5 декабря 2018 года...
 21.10.2018

Спектакль театра кукол 2.12.2018
Спектакль театра кукол 2.12.2018
Театр кукол Русского клуба г. Тампере приглашает Вас 2...
 11.11.2018

Творческий вечер посвященный И.Бунину 3.11.2018
Творческий вечер посвященный И.Бунину 3.11.2018
Дорогие друзья! Приглашаем всех на творческий вечер "… И...
 21.10.2018

Концерт камерной музыки 28.10.2018
Концерт камерной музыки 28.10.2018
Приглашаем вас 28.10.2018 в 16.30 на концерт камерной...
 21.10.2018

Кукольный театр «Лесенка» 22.10 - 23.10.2018
Кукольный театр «Лесенка» 22.10 - 23.10.2018
22 октября с 9.30 - 10.05 и 23 октября с 18.00 - 18.35....
 21.10.2018

12 подвигов Геракла. Мифы Древней Греции
12 подвигов Геракла. Мифы Древней Греции
...Однажды злобная Гера наслала на Геракла ужасную болезнь....
 15.09.2011

Поездка в Китай 2018
Поездка в Китай 2018
Дорогие друзья! Русский клуб планирует поездку в Китай в...
 21.08.2017

Театральный кружок приглашает ребят в Летний лагерь
Театральный кружок приглашает ребят в Летний лагерь
Вниманию родителей! Театральный кружок приглашает ребят в...
 04.04.2017

Спорт для всех
Спорт для всех
Проект предназначен для мужчин и женщин среднего и старшего...
 01.08.2017

Клуб Счастье
Клуб Счастье
Дорогие друзья !!! 17 сентября в Русском Клубе открывает...
 23.08.2017

 Информационные ресурсы

 Реклама