”...общественная некоммерческая организация, объединяющая русскоязычное население Тампере и регион Пирканмаа в Финляндии...” 

Vrouw Maria

Энциклопедия Andrey 0 4 058 
Парусник «Фрау Мария» с бесценными произведениями искусства на борту мирно покоится в Балтийском море уже 237 лет. Обнаружен он был еще девять лет назад, но поднимать его не торопились: никак не могли решить, какому государству принадлежит сокровище. Сокровища оценили в полтора миллиарда долларов. Неизвестно, сколько еще протянут в соленой воде редкие картины голландских художников. Финские власти не спешат. Согласно закона «о старине» все, что пролежало в территориальных водах более 100 лет становится собственностью Финляндии. Правда, самой финляндии нет еще ста лет.Но теперь, кажется, согласие наконец-то достигнуто.

История корабля

Датский двухмачтовый кофф «Vrouw Maria» был построен в 1748 году, то есть сейчас ему уже 260 лет. Длина корабля 26,34 м, ш
ирина 7,20 м, сделан он в основном из дуба, причем настолько крепкого, что ныряльщикам даже в наши дни не удалось вбить гвоздь в палубу. Мачты, скорее всего, сделаны из лиственницы.
Сейчас «Фрау Мария» находится на глубине 41 м недалеко от Аландских островов. Судно стоит на киле (видимо, из-за тяжелого груза в трюме), его корпус погружен в донные отложения на 1-1,5 метра. В отсутствие течений, при стабильной температуре (около 8 градусов) и малосоленой воде корабль прекрасно сохранился.
Вот отрывок из отчета финнов:
«У деревянных украшений и оснащения корабля не хватает верхнего слоя, но они находятся в хорошем состоянии… Часть такелажа лежит на палубе и на дне моря, при падении снасти повредили палубу за главной мачтой… Верхняя часть груза частично видна, были обнаружены следующие объекты: керамические трубки, цинковые слитки, коробка стеклянных линз, свинцовые печати и, возможно, остатки одежды».
Финские ныряльщики смогли достать с «Фрау» несколько предметов, в том числе фарфоровые трубки для курения стоимостью до 2,5 тыс. долларов.

Ценный груз

31 июля 1771 года на аукционе в Амстердаме князь Голицын купил картины голландских художников, антикварную мебель и другие ценности по заказу Екатерины II. Богатая коллекция предназначалась для Эрмитажа. Имена всех дилеров найти не удалось, но выяснилось, что всего было куплено 28 картин выдающихся голландских художников XVI-XVIII веков. Сохранились пометки в архивных записях — слова «Екатерина» или «рус». Ценный груз декларировать не стали — он значился как «дипломатическая почта». Мы можем только по записям, оставшимся с аукциона, судить, из чего он состоял. Остальная часть груза декларировалась, но менялась от порта к порту. Судя по таможенным документам, помимо сокровищ, судно везло сахар, красители, ткани, чай, кофе, табак, зерно, книги. А также луковицы знаменитых голландских тюльпанов. Для того чтобы картины пережили путь без повреждений, их упаковали в пеналы из лосиной кожи, затем пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили воском. Для перевозки артефактов в Санкт-Петербург было зафрахтовано голландское судно «Vrouw Maria» ( «Фрау Мария»). Капитаном был некий Рейнуд Лоренс.
«Фрау Мария» отчалила из Амстердама, обогнула Данию и поплыла вдоль шведского берега, заходя практически в каждый порт. Выйдя из последнего порта — города Або (нынешний Турку) 8 октября 1771 года, «Фрау» успела отойти от берега на 11 миль, и тут ее настиг шторм. Из-за поломки руля корабль налетел на скалы. Пробило корму, трюм постепенно заполнялся водой. Моряки до последнего пытались спасти судно. На протяжении недели они с заката до рассвета откачивали воду помпами, а на ночь сходили в шлюпки и ночевали на близлежащем острове. Но в конце недели, проснувшись, матросы обнаружили, что судно ушло под воду. Какую-то часть груза удалось спасти, один из моряков вроде бы даже успел забрать с судна шесть картин.
11 ноября 1771 года чрезвычайный посланник в Стокгольме граф И. Оcтерман направил на имя Екатерины II реляцию о крушении «Фрау Марии». А три месяца спустя губернатор Або сообщил в письме, что «…голландское судно, перевозившее картины для галереи императрицы и затонувшее у берегов Швеции, найдено». Русская императрица вела гневную переписку с кузеном, шведским королем Густавом. Но судно так и не подняли. Возможно, шведам, издавна промышлявшим грабежом барахлишка с потерпевших крушение кораблей, просто не хотелось расставаться с сокровищем. Но добыть артефакты им не удалось: скорее всего, судно из-за штормов поменяло свое местоположение, и его так и не смогли найти. Ведь 41 метр для того времени глубина очень серьезная.
Как бы то ни было, «Фрау Мария» пропала на 228 лет…
Vrouw Maria

Планы спасения

Вариант первый — поднимать корабль целиком. Для этого спроектирована конструкция из стали, которая должна „надеваться“ на корабль. На бортах разместят емкости, куда будут закачивать воздух. На конструкции будет закреплен механизм для разработки тоннелей под судном. Сквозь тоннели водолазы протянут под кораблем стропы — полотенца из мягкого искусственного волокна шириной 40-60 см. С их помощью и будут поднимать корабль.
Вариант второй, более простой — поднять груз, а корабль оставить на дне. Для этого к участку, где находится «Фрау», будет подогнано специальное судно с мощной лебедкой, которая сможет опустить трос на глубину 40 метров. На конце троса будет крюк, удерживающий специальную площадку с ящиками для экспонатов. Этот способ значительно проще и удобнее.
Что именно предпочесть — еще не решили. Вопрос в том, стоит ли овчинка выделки, ведь потребуются большие затраты, чтобы сохранить «Фрау» на суше: при взаимодействии с воздухом корабль неизбежно начнет разрушаться…
Однако, подняли же шведы Вазу….
Поучаствовать в проекте захотели две всемирно известные компании, занимавшиеся подъемом подлодки „Курск“, — SMIT Internationale и Mammoet Salvage. Чтобы умаслить все конфликтующие стороны, начали разговоры о превращении корабля в плавучий музей, но этот красивый вариант может оказаться слишком трудоемким.

Кому достанутся богатства?

Основным камнем преткновения стал вопрос собственности: сам корабль — голландский, груз русский, а затонул он на территории Финляндии (а тогда Швеции!). Голландцы от „Фрау“ великодушно отказались, а вот финны отстаивают свое право на сокровище: по местному законодательству зарубежный артефакт, находящийся на территории Финляндии как минимум 50 лет в течение последнего столетия, не может экспортироваться без специального разрешения. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось (до 1918 г. она входила в состав Российской империи), а значит, закон вполне можно оспорить. Содержимое „Фрау“ официально принадлежало Екатерине Великой. Поэтому Россия, как правопреемница собственности Романовых, имеет на него весомые права.
В данном случае финское законодательство расходится с международным — по международным законам найденный груз принадлежит той стране, чьим имуществом он является. Несмотря на юридические неясности, Россия предложила целиком профинансировать этот проект. Нас не пугает даже то, что сокровища на корабле могли не уцелеть: в данном случае важна не выгода, а сам поступок“.
Кстати, «Фрау Мария» была обнаружена южнее островного архипелага Турку, в нескольких милях от русского гребного фрегата «Святой Николай», который затонул в июле 1790 г. в ходе Второго Роченсальмского сражения. Так что в истории уже были случаи подъема русских кораблей с иноземного дна. В 1975 г. финские водолазы подняли с фрегата «Святой Николай» останки русских моряков, которые были захоронены на старом русском кладбище в Котке.

Бизнесмен Артем Тарасов написал роман об этом «Титанике» XVIII века.

Артем Тарасов попытался найти потомков шкипера Рейнуда Лоренса. Но споткнулся на третьем колене. Иначе можно было бы ставить вопрос о продаже-покупке парусника.
О необыкновенном путешествии сокровищ Эрмитажа рассказывает исторический роман Артема Тарасова о «Фрау Марии». «Это беллетристическая история, основанная на реальных событиях, — рассказывает Тарасов, — своего рода „Титаник“ XVIII века».
Автор потратил полгода на изучение всех архивных подробностей. «Я надеялся найти подробности в исторических источниках, но представьте — ничегошеньки не оказалось, пришлось по крупицам собирать информацию самому». Для начала Тарасов сам отправился в Амстердам и начал искать архивные документы. Месяц кропотливых поисков принес сногсшибательные результаты. В архивах музея Рубенса нашли то, что искали, – документы, датированные июлем 1771 г., когда на аукционе в Амстердаме был закуплен драгоценный груз по распоряжению Ее Императорского Величества.
– Мы выяснили и маршрут «Фрау Марии», – продолжает Артем Михайлович. – Она отчалила из Амстердама и плыла вдоль берега. Капитаном корабля был Рейнуд Лоренс. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии, Швеции. Груз на паруснике значился как «дипломатическая почта». «Фрау Мария», выйдя из порта города Турку, попала в шторм. Парусник начал тонуть, и корабельная команда принялась спасать хоть что-то. Люди прыгали в воду с золотыми монетами в руках… Есть сведения, что один из моряков сумел забрать с борта тонущей «Фрау Марии» 6 картин.
Были ли это полотна Абрахама Сторка? Якоба де Вита? Или же с «Фрау Марии» в неизвестном направлении уплыли полотна Рембрандта Харменса ван Рейна?

28 утонувших картин

1. Хендрик ван Бален (1575-1632) «Молодой Иисус Христос», написана совместно с Брейгелем.
2-4. Герард Терборх (1617-1681) «Музыкант с гитарой», «Офицер пишущий письмо» и «Девушка с собакой».
5-6. Исаак Гедик (1617-1678) «Комната с винтовой лестницей» и «Женщина за столом».
7-8. Герард Доу (1613-1675) «Девушка в желтом» и «На приеме у хирурга». Возможно, куплен также триптих художника — за 15 000 гульденов.
Если картина будет обнаружена, она может стать самым дорогим произведением живописи в мире общим размером девять квадратных метров.
9. Ян ван Гойен (1596-1656) «Деревня на берегу реки».
10. Виллем Йозеф Лакай (1738-1798) «Художник с учеником».
11. Леве (? —?) «Крестьяне на свадьбе».
12. Йоханнес Лингельбах (1622-1674) «Корабль на якоре».
13. Габриель Метсю (1629-1669) «Служанка с зайцем в руках».
14. Франс ван дер Мин (1719-1783) «Джентльмен с бокалом».
15. Адриан ван Остаде (1610-1685) «Человек за столом».
16. Паулус Поттер (1625-1654) «Большая воловья повозка».
17. Абрахам Сторк (1644-1708) «Город на Рейне».
18. Адриан ван де Вельде (1636-1672) «Стадо на отдыхе».
19. Якоб де Вит (1695-1754) «Кувшин с цветами».
20-24. Филипс Вауэрман (1619-1668) «Драка», «Старый дом», «Сцена с охотником», «Мальчик с лошадью», «У реки».
25. Герман Цафтлевен (1609-1680) «Ландшафт с охотниками».
26. Хендрик Мартенс Цорг (1611-1670) «Интерьер: стол с фазанами».
27-28. Картины неизвестных художников.

Справка «АН»

ЕКАТЕРИНА II (урожденная Софья Августа Фредерика) (1729-1796) — российская императрица (с 28 июня 1762 г.), единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Петр I, эпитета «Великая». При Екатерине возникла внушительная основа коллекции Эрмитажа. Ее искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей. Покупали шедевры и коллекции для «северной Семирамиды», как называли Екатерину Великую французские просветители. Государственное коллекционирование приобрело огромный размах именно в эпоху царствования Екатерины Великой. Она скупала картины огромными партиями по всей Европе, прислушиваясь к мнению своих агентов. Ими зачастую выступали русские послы при дворах европейских держав. Заметную роль в приобретениях императрицы сыграли российские дипломаты А. Разумовский и Н. Юсупов в Италии, Д. Голицын и А. Строганов во Франции, С. Воронцов в Англии.

ЗИМНИЙ дворец был построен в 1762 году. Особенно парадным был Зеркальный кабинет, устроенный в 1776 г. на месте библиотеки. Из него скрытый ход через створки шкафа вел на антресоли, где располагались интимные комнаты с личными коллекциями императрицы, которые она сама называла «эрмитаж». Сам музей был основан в 1764 г. с прибытием в Зимний дворец картин, купленных в Берлине у известного местного купца Иоганна Гоцковского при посредстве посла В. Долгорукова. Гоцковский был крупной фигурой в торговом мире Европы: он был владельцем Берлинского фарфорового завода. Коллекция Гоцковского, собранная для прусского короля Фридриха II, включала 255 картин голландских и фламандских художников. Картинная галерея Екатерины II к 1774 г. насчитывала 2080 картин. И императрица надеялась, что полотна с парусника «Фрау Мария» все-таки доберутся до Эрмитажа. Но ее надеждам так и не суждено было сбыться.

Рембрандт ван Рейн в пенале из лосиной кожи
В ИСТОРИИ с двухмачтовой бригантиной, зафрахтованной русскими купцами для перевозки коллекции из Амстердама в Петербург по заказу Ее Императорского Величества, много загадок. Согласно архивам, парусник перевозил около 60 бочек с сокровищами.
На борту «Фрау» может быть около 300 картин, 1500 фарфоровых трубок для курения

Пока Финляндия упорно твердит, что парусник находится под неусыпным наблюдением, на него поставлены специальные датчики реагирования. Но есть сведения, что наблюдения никакого нет. Как нет и датчиков. А вот точные координаты «Фрау Марии» и ее подводных сокровищ уже опубликованы в открытой печати! Это факт.

И уже по последним известиям, Финляндия не планирует поднимать из моря затонувшее более 200 лет назад судно. Вместо этого планируется из вещей, поднятых с торгового судна, сделать морскую выставку, которую покажут также в Стокгольме и Амстердаме.

Станьте первым оставив свой комментарий к этой публикации.

Авторизируйтесь: или используйте форму ниже.

 Похожие публикации

Журнал "Русский свет" №3.2016
 Журнал "Русский свет" №3.2016
Сдан в печать журнал "Русский свет" №3.2016 В этом номере: - В НАШЕМ КЛУБЕ - Расписание занятий кружков и студий Русского клуба - По Золотому кольцу...

"Сухой" закон в Финляндии - мифы и реальность
 "Сухой" закон в Финляндии - мифы и реальность
Один из самых неистребимых стереотипов в нашем представлении о жизни финнов - это абсолютная и непоколебимая уверенность в том, что в Финляндии до...

Сокровища и клады ждущие своего часа
 Сокровища и клады ждущие своего часа
Существует множество загадочных тайн о сокровищах, особенно о потерянных в море во время кораблекрушений. Многие мечтают найти сокровище, независимо...

История неуловимого корабля-призрака “Бэйчимо”
 История неуловимого корабля-призрака “Бэйчимо”
Существует множество жутких историй о кораблях-призраках (которые среди моряков считаются предвестниками скорой гибели), однако доподлинно известно...

Журнал "Русский свет" №2.2012
 Журнал "Русский свет" №2.2012
- В НАШЕМ КЛУБЕ - Новые горизонты - Выступление Юрия Шевчука на встрече в университете - Марина ФОРМУЛАХТИ «Приозерск» - Валерий ВЕРХОГЛЯДОВ...