”...общественная некоммерческая организация, объединяющая русскоязычное население Тампере и регион Пирканмаа в Финляндии...” 

Кот ушел, а улыбка осталась

Чтиво Andrey 0 434 

Вряд ли найдется хоть один человек, кто не смотрел такие фильмы как "Я шагаю по Москве", "Афоня", "Мимино", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза!", "Паспорт" ... это далеко не полный список легендарного режиссёра и сценариста Георгия Николаевича Данелия. Помимо этого у Георгия Николаевича вышло несколько книг воспоминаний - "Безбилетный пассажир", "Тостуемый пьет до дна" и "Кот ушел, а улыбка осталась". По сути книги продолжение одна другой. Читая с огромным интересом приходит понимание, какой это колоссальный труд быть режиссёром.

Не секрет что у каждого режиссёра есть свои любимые актеры, одним из таких был для Данелия Евгений Павлович Леонов. Последняя роль Евгения Павловича у Данелия была в фильме "Настя". Примечательно то что фильм начался сниматься в одной стране, а закончен был уже в другой. Несколько глав из последней книги.

Вижу, не слепой


Снимали сцену, где Настя уговаривает Толика пойти к ней в гости, чтобы успокоить маму. Чтобы Настя понравилась Толику, Полина изменила походку, манеры, голос, осанку, и Настя в этой сцене стала уверенной, знающей себе цену.

Паша Лебешев подозвал меня и сказал:

— Посмотри в объектив! По-моему, она должна играть обеих. И первую, и вторую!
— Зачем мне объектив? Я и так это вижу, не слепой. Только как мы объясним, почему ее никто не узнает в новом облике? — спросил я.
— А гримеры на что? Ты только прикажи, они Настю-первую так нарисуют, что все от нее шарахаться будут, — сказал Паша.
— Нет, Паша, главная героиня у нас Настя-первая, и зритель должен не шарахаться от нее, а любить.

И подумал: «Ира Маркова так счастлива, что мы ее снимаем. И если… для нее это будет неизлечимая травма на всю жизнь!»

Вопрос с двумя Настями я так и не решил. Это и была та опасность, о которой предупреждал Александр Володин.

Между прочим. У Полины Кутеповой есть сестра Ксения, тоже актриса. Они близнецы и очень похожи. В первый день озвучания Полина немного опоздала, джинсы на коленке у нее были мокрые и разорваны:

— Вышла из подъезда — там лед, лужа, поскользнулась и шмякнулась, — объяснила она.

Когда смена закончилась, Полина попросила:

— Георгий Николаевич, можно Ксения придет, посмотрит, она никогда не была на озвучании.
— Ну, конечно.

На следующий день появились обе. Одеты одинаково. У Полины джинсы опять порваны и мокрые.

— Опять упала?
— Это Ксения, Георгий Николаевич.
— Я заплатку уже поставила, — сказала Полина (на ее джинсах была аккуратная, еле заметная заплатка).
— Вышла из подъезда — там скользко, лужа, поскользнулась и грохнулась, — объяснилась Ксения.
Полина Кутепова — моя любимица.


Сашу играл Валера Николаев. Кроме того, что он замечательный актер, он еще великолепный гимнаст и первоклассно танцует степ. И поэтому в фильме, когда пьяный Саша заходит в трамвай, он отбивает чечетку. Маму Насти сыграла Галина Петрова. Начальника — Александр Абдулов. Старуху-колдунью — Нина Тер-Осипян. Бандита — Савелий Крамаров. Управдома — Роман Мадянов. А директора магазина канцтоваров Алексея Яковлевича — Евгений Леонов.

Пожилой Алексей Яковлевич не понимает и не принимает перемен. Поскольку в магазине товаров нет и продавать нечего, он в своем кабинете с утра до вечера смотрит телевизор. А там на его глазах летит в пропасть страна. Падают самолеты, переворачиваются поезда, тонут корабли, закрываются заводы, институты, шахты, о мостовую стучат касками шахтеры, бастуют врачи и учителя. Льется кровь в Карабахе, в Приднестровье, в Абхазии, сотни тысяч беженцев. И все это перебивается рекламой американских шампуня, женских прокладок, памперсов и лака для ногтей. В итоге Алексей Яковлевич не смог сдержаться, схватил со стола гипсовый бюст Ленина, всю жизнь почитаемого им вождя мирового пролетариата, и запулил им в экран телевизора. Экран разбился, телевизор замолк. Когда сняли этот кадр, Женя сказал:

— Ты не представляешь, какое я получил наслаждение! Только теперь такая проблема. Сейчас приеду домой, а там по ящику та же реклама идет. А вот запулить в экран пепельницей побоюсь, Ванда ругаться будет (Ванда — жена Леонова).

— Знаю только один способ: не включай телевизор, — сказал я.



Эта роль оказалась последней ролью Евгения Леонова в кино. Трудно дальше мне было работать без него. Столько лет мы работали вместе! Женя говорил, что я снимаю его во всех фильмах, потому что думаю, что он мой талисман, а я говорил, что снимаю его, потому что он мой камертон.

Не было бы хуже


В марте 93 года израильтяне пригласили в Израиль для показа фильмов режиссера Петра Тодоровского с фильмом «Анкор, еще анкор!», режиссера Игоря Гостева с фильмом о Никите Хрущеве «Серые волки» и меня с фильмом «Настя». Дорогу, гостиницы и питание оплачивали они. С нами в Израиль поехали продюсер и жена Тодоровского Мирра Тодоровская, актриса Лена Яковлева (она играла главную роль в фильме «Анкор, еще анкор!») и сын Хрущева Сергей Никитич (он был консультантом на фильме «Серые волки»).

Случилось так, что первый общественный просмотр фильма «Настя» был не в Доме кино в Москве, как обычно, а в Израиле в Иерусалиме. Реакция на фильм «Настя» наших бывших соотечественников была для меня неожиданной. После просмотра в Иерусалиме, на который собралось немало бывших деятелей советской культуры (актеры, режиссеры, писатели, критики), была полная тишина. И я понял: провал — и ушел. И, конечно, очень расстроился. По сути, я показывал фильм на публике первый раз. До этого был только один просмотр «для родственников и друзей» в малом зале на «Мосфильме». И как всегда, они поздравляли и хвалили. Вечером позвонил кинокритику Семену Чертоку, спросил:

— Семен, почему такая немая реакция? Фильм так не понравился?

— Гия, всех поразило, как ужасно теперь вы живете. У многих ведь еще родственники там остались, друзья.

А через месяц в Москве на просмотре в Доме кино была совершенно иная реакция. Смеялись. Аплодировали. После просмотра бурно поздравляли. Почему такая разница в восприятии? Думаю, дело в том, что мы ко всем ужасам нашей действительности привыкли, они были нашей повседневностью. Ну света нет, ну в магазинах пусто, ну танки ездят, ну нищие генералы, ну бандиты, ну грабят и убивают… не было бы хуже! А для израильтян все это было шоком.

Станьте первым оставив свой комментарий к этой публикации.

Авторизируйтесь: или используйте форму ниже.

 Похожие публикации

Фестиваль русского кино "Kino Lokakuu" в Тампере 20.4 - 4.5.2016
 Фестиваль русского кино "Kino Lokakuu" в Тампере 20.4 - 4.5.2016
Ежегодно в Хельсинки стартует фестиваль русских современных фильмов «Kino Lokakuu», проходит по всей Финляндии и заканчивается в Тампере в конце...

Памяти Виктора Павловича Павлова
 Памяти Виктора Павловича Павлова
24 августа 2006 года не стало Виктора Павловича Павлова. Когда он умер, над крышей Малого театра вдруг появились голуби......

Магическое число A113 студии Pixar
 Магическое число A113 студии Pixar
Обращали ли вы внимание на появление в каждом мультипликационном фильме студии Pixar на номер A113. Это не просто выдуманная серия цифр, переходящая...

За спичками
 За спичками
Самое известное в России произведение финской художественной прозы было написано в 1910 году писателем Algot Untola, но под женским псевдонимом Maiju...

Проклятие Мастера
 Проклятие Мастера
Колдовская мистика, рожденная гением Михаила Булгакова, словно живой организм, продолжает работать и по сей день – актеры, снявшиеся в самой...